Лейомиома мочевого пузыря (случай из практики)

Надирашвили М.А., Аболмасов Е.И., Харченко В.В., Серёгин В.В., Морару-Бурлеску Р.П., Шмураков Ю.А.

Резюме. Описан случай из собственной практики: клиническая характеристика больной с лейомиомой мочевого пузыря, морфологические особенности опухоли, проведенное лечение, его результат.

Лейомиома мочевого пузыря (случай из практики)

Опухоли мочевого пузыря по своему гистогенезу достаточно разнообразны. Среди новообразований мочевого пузыря различают опухоли эпителиального и неэпителиального строения. Первые составляют 95% всех новообразований мочевого пузыря, вторые — только 5% [1]. Среди доброкачественных опухолей мочевого пузыря встречаются: фибромы, фибромиксомы, фибромиомы, гемангиомы, рабдомиомы, лейомиомы, нефромы. Все они составляют всего 0,3% по отношению к новообразованиям мочевого пузыря вообще [3]. Несмотря на прогресс в области диагностических технологий, внематочная форма лейомиомы остается серьезной проблемой в онкологии. Данные литературы показывают, что внематочная лейомиома встречается крайне редко и трудна для диагностики. Она может возникать в мочеполовом тракте (вульве, яичниках, уретре, мочевом пузыре) [2]. Возможен доброкачественный метастазирующий рост, диссеминированный перитонеальный лейомиоматоз (ДПЛ), интравенозный лейомиоматоз, паразитарная лейомиома и ретроперитонеальный рост. Учитывая небольшое количество наблюдений данной патологии, какой-либо определенный стандарт лечения не разработан. Прогноз заболевания однозначно определить сложно ввиду малого количества наблюдений. Изложенное выше обосновало цель данного сообщения — описание собственного опыта диагностики, лечения и последующего наблюдения больной с лейомиомой мочевого пузыря.

Больная Н., 41 год. В анамнезе менструальный цикл с 12 лет, регулярный, родов — 1, медицинских абортов — 2. Сопутствующие заболевания: вегето-сосудистая дистония по смешанному типу. Дисметаболический синдром. Наблюдение уролога не проводилось. В мае 2011 г. у больной появились дизурические расстройства, в связи с чем обследовалась по месту жительства. При ультразвуковом исследовании (УЗИ) заподозрена опухоль мочевого пузыря, больная была направлена на консультацию в Луганский областной клинический онкологический диспансер. По данным УЗИ, в мочевом пузыре по левой стенке определялось гипоэхогенное образование до 3,5 см в диаметре. Была выполнена компьютерная томография (КТ) органов брюшной полости и малого таза. Заключение КТ: в мочевом пузыре по левой передне-боковой стенке определяется объемное образование однородной гиперденсивной структуры, условными размерами 56×40 мм, с неровными бугристыми кон­ту­рами, с признаками эндо- и экзофитного роста. Окружающая клетчатка была не изменена. В отделении больной была выполнена цистоскопия. При ревизии: слизистая умеренно гиперемирована. Отмечается расширение подслизистых вен, больше в области левой боковой стенки. Устья мочеточников щелевидные, симметричные, перистальтические движения с выбросом мочи. Левая стенка пролабирована в просвет мочевого пузыря за счет давления извне. Слизистая не изменена. Больная была осмотрена гинекологом, маммологом, хирургом. Выполнено трансвагинальное УЗИ. Какой-либо органной принадлежности опухоли и отдаленных метастазов выявлено не было. Выполнена трансабдоминальная аспирационная био­псия опухоли малого таза. Цитологичес­кое заключение — кровь, слизь, детрит. Единичные эпителиальные клетки. Атипические клетки не найдены. 11.10.2011 г. выполнена операция — гемирезекция мочевого пузыря. При интраоперационной ревизии мочевого пузыря: в области левой стенки определялась солидная опухоль в толще стенки (рис. 1 в), без признаков прорастания слизистой оболочки (рис. 1 а, 2) и инвазии в паравезикальную клетчатку (рис. 1 б). Морфологическое заключение № 21090-92 от 21.10.2011 г. Лейомиома (рис. 3). Послеоперационный период протекал без осложнений.

Лейомиома мочевого пузыря (случай из практики)
Рис. 1. Опухоль мочевого пузыря: а — вид со стороны мочевого пузыря; б — вид со стороны малого таза; в — на разрезе
 Лейомиома мочевого пузыря (случай из практики)
Рис. 2. Опухоль мочевого пузыря: слизистая мочевого пузыря отсепарованная — прорастания нет
Рис. 3. Патогистологические препараты

Заживление послеоперационного шва — первичным натяжением. Уретральный катетер удален на 14-е сутки, самостоятельное мочеиспускание восстановлено. При контрольном обследовании, через 4 мес после операции, общее состояние удовлетворительное, жалоб не предъявляет. По данным УЗИ органов брюшной полости и малого таза — признаков рецидива заболевания нет.

Заключение

Таким образом, комплексное использование ультразвукового мониторинга, КТ, диагностической цистоскопии позволяют улучшить результаты диагностики и лечения такой редко встречающейся патологии, как лейомиома мочевого пузыря. Учитывая небольшое количество наблюдений данной патологии, было сложно предложить какой-либо определенный стандарт лечения. Большее количество наблюдений позволит более точно определить характер клинического течения и тактику лечения при данном заболевании.

Учитывая возможное рецидивирование и метастазирование данной опухоли [3], мы рекомендуем проводить динамическое наблюдение пациентов с данной патологией не реже 1 раза в 3 мес в течение первого года, а затем 1 раз в 6 мес (УЗИ органов брюшной полости и малого таза, цистоскопия, рентгенография органов грудной полости).

Литература

1. Маринбах Е.Б. (1975) Клиническая онкоурология. М.: Медицина, 345.

2. Матвеев Б.П. (2003) Клиническая онкоурология. Москва, 717.

3. Онкологические заболевания органов мочеполовой системы (2008) Книга 4. Учебное пособие/под ред. А.И.Новикова, Жильбера Массарда и др./ Омск, 208.

Лейомiома сечового мiхура (випадок із практики)

М.А. Надiрашвiлi, Є.І. Аболмасов, В.В. Харченко, В.В. Серьогін, Р.П. Морару-Бурлеску, Ю.О. Шмураков

Луганський обласний клiнiчний онкологiчний диспансер
Луганський державний медичний університет, Луганськ

Резюме. Описано випадок із власної практики: клінічна характеристика хворої з лейоміомою сечового міхура, морфологічні особливості пухлини, проведене лікування, його результат.

Ключові слова: лейоміома, сечовий міхур, захворюваність, лікування.

Leiomyoma of urinary bladder (case from practice)

M.A. Nadirashvili, E.I. Abolmasov, V.V. Kharchenko, V.V. Seryogin, R.P. Moraru-Burlesku, U.A. Shmurakov

Lugansk regional clinical oncologic dispensary
Lugansk state medical university, Lugansk

Summary. A case is described from own practice: clinical description of patient with the leiomyoma of urinary bladder, morphological features of tumour, conducted treatment, his result.

Key words: leiomyoma, urinary bladder, morbidity, treatment.

Комментариев нет » Добавить свой